rapagan (rapagan) wrote,
rapagan
rapagan

Тест-драйв прототипа Audi A7 с автопилотом

Audi A7 Sportback piloted driving concept построен на основе обновлённого хэтча Audi A7 с мотором 3.0 TFSI (333 л.с., 440 Н•м), семиступенчатым «роботом» S tronic и полным приводом. Для краткости концепту придумали прозвище Jack.


К подголовнику переднего пассажирского кресла прикручен монитор. На заднем диване лежит клавиатура. По полу змеятся провода. Багажник под завязку забит оборудованием. Похоже, прототип ещё совсем сырой. Тогда о каком запуске в серию говорят немцы? Те не моргнув глазом отвечают: «О! Не обращайте внимания! Эта аппаратура здесь временно, она нужна нашим инженерам для тестов». Раз так, может, мы покатаемся когда-нибудь потом, когда все испытания завершатся? — «Ну что вы! Всё работает как часы, не волнуйтесь! Это же тот самый Джек, что проехал 560 миль из Кремниевой долины до Лас-Вегаса!»



В ходе вояжа по США за рулём концепта сменяли друг друга журналисты, а тест-пилот Audi страховал с кресла пассажира. Заезд по дорогам общего пользования протяжённостью более 900 км успешно завершился в Городе грехов в январе 2015 года на выставке электроники CES 2015.

Водительское кресло едва остыло после федерального министра транспорта Германии Александра Добриндта. Он прокатился на самостоятельной «а-седьмой» по тому же участку хайвея А9, где поедем мы, и присвоил трассе статус высокотехнологичной автомагистрали. «Пилотируемое вождение» (pilotiertes fahren/piloted driving) министр оценил очень высоко: «Это не фантастика. Я уверен, у Германии большие шансы воплотить в жизнь эту инновацию уже через несколько лет. Нашей целью должно оставаться сохранение мирового лидерства, в том числе — в сфере автономного вождения». Понятно! Если бы автопилот Audi не получил зелёный свет на наивысшем уровне, нас бы здесь не было.

Таких концептов Audi A7 Sportback на планете пока лишь два — Джек и его дублёр. На вопрос о цене машины немцы закатывают глаза, со смехом машут руками и отказываются продолжать разговор. Вошедший в обиход после олимпиады в Сочи «олимпиард», похоже, точно характеризует ценник.

Инструктаж перед выездом предельно краток, ведь учить особо нечему. Это же не экзамен в автошколе, а наоборот! Тебе объясняют, как за рулём ничего не делать. Главной задачей было максимально упростить переход от привычного ручного управления к автономному режиму. Поэтому нам показывают две вещи — кнопки на руле да дисплеи между колодцами приборов и по центру приборной панели. Всё просто и интуитивно понятно. Легко нажимаю акселератор — и Audi A7 резко прыгает вперёд. Ещё бы, 333 силы никуда не делись! Немцы вокруг хохочут: «Ну как, мощная тачка?»


Переход в piloted driving — это предложение, которое появляется, когда машина осмотрелась на автобане и решила, что время пришло. Раздаётся звуковой сигнал, ты одновременно нажимаешь две кнопки на спицах руля и... И всё! Бросаешь баранку, педали и валяешь дурака.

Брошенный руль слегка покачивается, корректируя траекторию. В средней полосе догоняем грузовик. Автомобиль принимает решение — идём в крайний левый ряд. Сам включается поворотник, и Audi A7 немного резковато перестраивается, набирая скорость. Человек выполняет эти манёвры, конечно, деликатнее. Но на что я жалуюсь? На то, что машина управляет сама собой хуже, чем я? Ну нет, привередливость такого уровня мне недоступна. «Вам нравится?» — спрашивают с галёрки. У меня нет слов. Точнее, есть одно, и я им пользуюсь: «Волшебство!» — салон опять сотрясает взрыв хохота.


У обычной «а-седьмой» этого экранчика нет. А здесь он важен — с его помощью автомобиль предупреждает о манёврах и показывает, сколько времени осталось до перехода на ручное управление. Красная полоска на дисплее — тревожный знак: надо снова превращаться в водителя.

Но если умерить восторг и оглядеться в секторе автономных легковушек, понимаешь, что Audi здесь не такой пионер и чемпион, каким хочет казаться. Достижений у «колец» хватает (смотрите врезку «История»), однако конкуренция яростная и выделить лидера практически невозможно — уровень развития примерно одинаковый. В строительстве машин-роботов преуспевают Mercedes-Benz, BMW и Volvo. Не отстают Toyota и Lexus, старается Nissan. Компании Jaguar Land Rover и Ford входят в консорциум UK Autodrive, который намерен сделать Великобританию глобальным центром автомобилей-роботов. Мощная коалиция недавно создана в США. Амбициозные планы обнародовали Hyundai и KIA. И это не говоря о Google и Apple. Только одно дело — читать победные реляции в Сети, и совсем другое — доверить роботу свою шкуру на шоссе. Такую возможность мне пока предоставили лишь в Audi.


Автомобиль оповещает водителя посредством цветовой сигнализации. У неё три уровня: зелёный — всё хорошо, наши сани едут сами, оранжевый — скоро за руль, красный — бери управление на себя немедленно.

Ноги под сиденьем, в руках телефон. Скорость за сотню, Audi A7 меняет полосу и поддаёт газку. Вот так тест-драйв! О скором окончании «пилотируемого вождения» хэтчбек предупреждает многократно: звуком, цветом и индикатором на дисплеях. Не заметить эти сигналы невозможно, но если вдруг так случилось (скажем, водитель впал в кому), машина продолжит вести себя, а потом включит аварийку и сама запаркуется в безопасном месте — на автобанах есть специальные карманы для этого. Само собой, аварийные службы получат экстренное оповещение. Ребята из Audi уверяют, что пока никаких инцидентов с их автономными машинами не было. Дай бог, чтоб так было и впредь.


Открыть окно и поднять руки (Look Ma, no hands!) — на сегодняшний день это единственный способ показать окружающим в потоке, что машина ведёт себя сама. Разумеется, Audi получила специальное разрешение на эксперимент, иначе не миновать мне страшной кары за невнимательное вождение.

Трасса A9, по которой мы едем, в окрестностях Мюнхена широка, пряма, чётко организована и не перегружена трафиком. Она специально адаптирована для роботов. Понятно, что «а-седьмая» узнаёт этот автобан по навигатору, выучила его наизусть и вряд ли предложит автопилот на другой дороге. Как только приближается съезд, Audi A7 передаёт управление человеку. Кстати, в салоне есть камера, следящая за лицом водителя: закрыл глаза секунд на десять — автомобиль начинает тебя будить противным писком. Может и тормоза слегка прикусить для острастки. А уж сколько «глаз» смотрят наружу... Двадцать два устройства!


Спецы Audi утверждают: освободить багажник от аппаратуры не проблема уже сейчас. Вместо неё в стенку у задней арки встраивается блок zFAS размером с ноутбук. В решётке прячутся инфракрасная камера и ультразвуковые датчики. (На корме схожий набор.) Есть «глаза» и в боковых зеркалах.

Когда наша 15-минутная поездка заканчивается, немцы протягивают кабели к оборудованию в багажнике (очевидно, электроника нуждается во внешней подзарядке). А нас приглашают на презентацию, где рассказывают, для чего нужен автопилот: для безопасности, для защиты окружающей среды (экономичное вождение), комфорта потребителей (отдых за рулём) и повышения эффективности транспортной системы (организация потоков на хайвее, более плотная автоматическая парковка и так далее).

Видеокамера расположена у внутрисалонного зеркала. Скорость автономной Audi задаётся рычажком круиз-контроля. Пульт с красной крутилкой (на фото справа) постоянно держит в руках сотрудник компании — с помощью этого «джойстика» можно быстро остановить машину.

Внедрение технологии piloted driving разбито немцами на пять этапов: от ранней зари автоматизации до полной автономии машин. Нынешний этап — третий. Сейчас у Audi уже есть пробочный, парковочный и автобанный «пилоты», среди прочего машина может заехать в тесный гараж по нажатию кнопки на смартфоне. Но пока все разработки — ассистенты. Следующая веха — переход к ещё большей автономии. Речь идёт о самостоятельности автомобиля в городской среде: распознавании пешеходов, велосипедистов, светофоров, дорожных знаков, а также коммуникации между машинами. Всё это появится на улицах не раньше 2019 года.


Спрашиваем об ответственности — кто виноват в случае чего, автомобиль или человек? Вопрос менеджеров не смущает: «Audi отвечает за технику, человек — сам за себя».

Когда же ждать на дорогах общего пользования машины вообще без водителей? Через десять лет. В наибольшей готовности пребывают технологии. Дело встало за инфраструктурой и, главное, регуляторами, ведь ни в одной стране мира нет законов для автопилота. Нужно внести коррективы в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года (этот международный договор подписали более 80 стран, в том числе Россия) и национальные ПДД. Плюс много нюансов со страхованием.


Только благодаря Джеку я в полной мере ощутил, что в автомобильной индустрии открылось совершенно новое измерение. Как в идеале устроен автономный хэтч, на простом английском рассказывает и показывает фирменный видеоролик.

Процесс небыстрый, но он запущен. На уровне правительств организуются круглые столы, комитеты, разгорелись дискуссии. У немецких производителей сильное лобби — министр транспорта на их стороне. А уж если на автопилоте прокатится Ангела Меркель... Как бы там ни было, технология Audi piloted driving идёт в серию. Говорят, первенцем будет следующее поколение седана Audi A8, которое дебютирует в конце 2016 года. Правда, новой «а-восьмой» позволят самостоятельно ездить на скоростях не выше 60 км/ч. То есть лишь немногим быстрее, чем могут сегодня самостоятельно двигаться некоторые серийные Мерседесы. Медленно идёт дело? Зато верно.

Техника

«Автопилотируемое» оснащение у Audi RS7 (на иллюстрации) и Audi A7 идентичное, за исключением GPS-модуля, который есть только у «эр-эски». Разнообразных датчиков хватает и у обычной «а-седьмой». Есть инфракрасная камера ночного видения на решётке, но у концепта лазерный сканер более продвинут. Он контролирует ситуацию на расстоянии до 80 метров, выдавая до 100 000 импульсов в секунду и охватывая 145 градусов обзора на четырёх уровнях — и днём, и ночью. В Audi это называют «360-градусным объёмным зрением».


Автономная Audi во многом полагается на адаптивный круиз-контроль, активные системы слежения за разметкой и мониторинга пространства позади и сбоку от машины. Видеокамера у зеркала за лобовым стеклом видит пешеходов и животных, присутствуют сонары и радары спереди, сзади и по бокам. У концепта всё это завязано на новый вычислительный комплекс zFAS, работает быстрее и поэтому может решать задачи не только предотвращения столкновений и автоматической парковки.

История

Точкой отсчёта в «пилотируемом вождении» немцы называют осень 2009 года, когда Audi TTS на высохшем солёном озере Бонневилль установила новый рекорд скорости для автономных машин — 210 км/ч. Технологическая платформа, разработанная специалистами Audi, Фольксвагена и Стэнфордского университета, получила название Шелли, в честь французской раллистки Мишель Мутон.


Следующей вехой в 2010-м стало покорение вершины Пайкс-Пик. Хэтч Audi TTS без водителя, ориентируясь по GPS, преодолел 20-километровый подъём за 27 минут. Робот успешно прошёл все 156 поворотов и достиг максималки 72 км/ч. В 2012-м автономную «тэ-тэ-эску» выпустили на гоночную трассу — тесты дали отличные результаты.


В 2013-м Audi получила добро у властей штата Невада и протестировала на дорогах общего пользования свои пробочный и парковочный автопилоты. А в 2014-м «четыре кольца» объявили, что построили самую спортивную автономную легковушку в мире — Audi RS7 piloted driving concept. Почти 560-сильная машина по прозвищу Бобби выступила на трассах Ascari, разогнавшись до 205 км/ч, и Hockenheimring, достигнув 240 км/ч. В салоне, естественно, никого не было — навигация осуществлялась по GPS, с помощью 3D-камеры, радаров и сенсоров. Заметим, что на кольце Хоккенхайма (4,6 км) автомобилю были уготованы 17 скоростных и не очень поворотов.


В начале нынешнего года состоялся упомянутый в статье 900-километровый автопробег спортбека Audi A7 из Кремниевой долины до Лас-Вегаса, и на автономных машинах немцы стали катать желающих по автобану A9. «Пилотируемых» концептов прибывает день ото дня — в Ингольштадте мы заметили универсал Audi A6 Avant с начинкой, как у «а-седьмой». Такой «сарай» у немцев не один.


Формально будущее «пилотируемого вождения» — это концептуальное купе Audi prologue с приставкой piloted driving. Впрочем, куда интереснее применение технологий на серийных машинах, первой из которых, видимо, станет новое поколение седана Audi A8.


За кадром

Весёлые ребята из Audi заразили своим задором и сделали всё, чтобы поездка на концепте нам запомнилась, — сняли нас на фото и видео, дав посмотреть на себя со стороны, чем очень помогли в подготовке материала.


Константин Болотов. Фото Drive.ru и компании Audi

Добавляйте в друзья, будет интересно! :)

Tags: audi a7, тест-драйв
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments